Как я стабилизатор для камеры ваял. Стабилизатор для камеры - Серьёзно? Стабилизатор для зеркальной камеры

06.07.2023

Многие устройства такого рода, особенно экшен-камеры, из-за своей области применения стабилизации изображения не имеют. В этом случае вы можете установить карданный подвес дополнительно, чтобы стабилизировать процесс съемки.

  • Помимо применения в качестве опоры для экшен-камеры, Gimbal может стабилизировать, например, и цифровую зеркальную камеру. Для этого очень часто используются так называемые плавающие штативы, которые в принципе функционируют так же, как и карданные подвесы.
  • Физическое объяснение процесса заключается в том, что карданный подвес представляет собой конструкцию, в которой закрепленное тело может вращаться во все стороны без того, чтобы передавать это вращение всей системе.

Области применения Gimbal

  • Зачастую многие посетители различных выставок хотят сделать как можно более профессиональные снимки и видеозаписи. Для этого можно воспользоваться отдельными наборами, которые включают в себя Gimbal вместе со специальным жилетом. К этому жилету прикрепляется некоторый вид плавающего штатива, на конце которого есть еще и небольшая «рука», к вершине которой можно прикрепить камеру и вести панорамную съемку. За счет карданного подвеса к жилету даже при ходьбе вибрации существенно уменьшаются, позволяя получить «спокойное» видео.
  • Тем временем все более популярным становится стремление записать видео для родных и друзей при катании на велосипеде или вообще во время занятий спортом. Но, поскольку многие экшен-камеры не обладают интегрированным стабилизатором изображения, для стабилизации видео рекомендуется использовать Gimbal. Конечно, соответствующее крепление получается чуть больше по размерам, зато так можно снять «стабильное» видео даже при скоростном спуске на велосипеде.
  • Много карданных подвесов производится специально для закрепления на дронах. И хотя некоторые дроны имеют бортовые камеры, в большинстве случаев они оказываются не очень хорошими. Поэтому многие люди идут другим путем и покупают себе экшен-камеру с соответствующим штативом. Так как дрон не всегда летает по прямой и постоянно подергивается в воздухе, Gimbal будет очень полезен, поскольку он сглаживает еще и инерционные колебания, вызываемые самой камерой.

Техника для съемки фото- и видеоматериалов давно сопровождает пользователей в самых неожиданных местах, фиксируя интересные моменты за пределами студий и домашнего интерьера. Ставшие популярными экшн-камеры и вовсе дополняют снаряжение любителей экстремального спорта. Но такой формат использования устройства редко дает качественные материалы без искажений. Справиться с негативными факторами съемки в движении как таковой помогает стабилизатор для камеры, который смягчает воздействующие на аппаратуру вибрации. Даже в простом исполнении такое приспособление оказывает неоценимую помощь, одновременно выступая фиксатором и демпфирующим аксессуаром.

Общие сведения о стабилизаторе

Стабилизирующее приспособление может иметь разные воплощения. К таким устройствам относятся и модули, встраиваемые в матрицы камер, и штативы, и более технологичные стедикамы, которые используются в комбинации с моделями GoPro. В последнем исполнении стабилизатор для камеры можно рассматривать в качестве оптимального варианта именно для видео. Такие аксессуары отличаются некоторой автономностью и в то же время являются ручными.

Пользователь в ходе эксплуатации контролирует перемещение камеры, а «умная» начинка устройства смягчает колебания, реагируя на них через специальные датчики. Это уже для камеры, который является наиболее эффективным решением для активной съемки. Что касается встраиваемых стабилизирующих моделей, то их применение оправдывает себя скорее в фототехнике, которая не предполагает резких перемещений в процессе съемки.

Виды стабилизаторов

Уже было выделено три категории таких устройств, среди которых выделился стедикам. Но и в этом сегменте есть свои признаки разделения устройств. Главным из них на данный момент развития стабилизирующей техники является количество осей. Простейшие модели работают с одной или двумя осями. Это значит, что повороты камеры будут контролироваться максимум в двух направлениях - а остальных действий должен избегать уже сам пользователь. В свою очередь, трехосевой дает возможность сглаживания движений в трех направлениях. Данное решение заметно облегчило процесс активной съемки, хотя значительного улучшения в деле устранения резких колебаний, перемещаемых на фокус, ждать не стоит.

Плюсы и минусы ручных стабилизаторов

Простые модели, как правило, имеют механический принцип стабилизации и на нем же базируется их конструкция. У этого решения есть свои достоинства и недостатки. Что касается плюсов, то они выражаются в прочности, понятности и общей долговечности устройства. С другой стороны, обращение с некоторыми моделями усложняется наличием множества регулирующих элементов. Даже опытный пользователь в условиях быстрой подготовки к съемке может задержать процесс как раз из-за выполнения механических настроек для достижения изначального баланса. К недостаткам многие относят и массу. Особенно стабилизатор для экшен-камеры чувствуется в руке едва ли не каждым граммом. В целом же такое приспособление может добавить камере веса порядка 1 кг. Понятно, что при длительной эксплуатации речи о комфорте можно не вести.

Как выбрать оптимальный стабилизатор?

Отталкиваться следует от способа использования камеры. Если съемка планируется в условиях помещения, то можно и вовсе ограничиться штативом, который гасит небольшие колебания. Для активного режима эксплуатации лучше всего обращаться к электронным моделям с тремя осями контроля движений. Но здесь важно учитывать и аспект универсальности. Есть модели, рассчитанные конкретно на сегмент GoPro, а можно найти и многофункциональный ручной стабилизатор для камеры массой до 4 кг. Другой критерий выбора предполагает и особенности конструкционного исполнения. Обычно чем компактнее устройство, тем оно функциональнее и дороже. Массивные модели не так технологичны и тяжелее, но обращение с ними в некоторых условиях может быть комфортнее благодаря понятной физической эргономике.

Производители стабилизаторов

Очевидных лидеров сегмента нет, и в разных категориях наблюдается жесткая борьба между производителями разного уровня. Например, если принципиально разного типа предлагаются фирмами Nikon и Canon, то в сфере ручных моделей может соперничать китайская компания ZhiYun с ее бюджетной разработкой Z-ONE и Raylab, представляющая модификацию начального уровня Kino SC-01. Но здесь важно отметить, что у каждой версии есть масса внешних отличий, которые делают модели уникальными. Качественный стабилизатор для камеры также можно найти в линейках Poise, Feiyu-Tech и Golle Micro. Устройства этих брендов отличаются не только технологической реализацией в виде той же трехосевой механики, но и базовой прочностью элементной платформы.

Вопрос цены

Самые простые модели, напоминающие укороченные штативы с ручками, можно приобрести за 1,5-2 тыс. руб. Это полностью механические приспособления, лишенные современных опций в плане эргономического удобства. Средний же уровень представляют те же трехосевые модификации - стоимость такой продукции составляет 3-5 тыс. Это самый широкий и востребованный класс данной техники. Представлен на рынке и высокотехнологичный стабилизатор для экшн-камер, дополненный набором вспомогательных крепежных и удерживающих аксессуаров. Причем некоторые элементы в премиальных версиях такого типа изготавливаются из карбона. Стоит такой стабилизатор порядка 7-9 тыс. К его достоинствам можно отнести возможность задействования в активной съемке и пользу при стационарном использовании в помещении. Правда, рассчитывать на высокий рабочий эффект подавления вибраций в обоих случаях не стоит, по крайней мере, узкоспециализированные устройства справляются с аналогичными функциями лучше.

Заключение

Современные видеокамеры дополняются множеством вспомогательных устройств. Некоторые из них существуют не более чем в виде маркетингового продукта, не представляя практического интереса. Можно ли это сказать о функции, которую обеспечивает стабилизатор для камеры? Скорее нет, поскольку те же модели GoPro в процессе использования подвергаются колебаниям с высокой амплитудой и эффект от стедикама, выражающийся в минимизации вибрации, нагляден и очевиден. Другое дело, что не в каждом случае и камера будет испытывать сильную дрожь, и не всегда от вибраций спасет стабилизатор. Разве что универсальные модели электронных устройств могут подойти в любом случае применения видеокамеры, хотя и у них есть свои ограничения.


Сегодня на рынок вышло множество стабилизаторов для экшн-камер и если пару лет назад это было нечто необычное, то сейчас все, кому необходимо вести видеосъемку стараются приобрести данный гаджет. Большим спросом пользуются электронные стабилизаторы, дающие более плавную картинку и избавляющие от необходимости после съемки прибегать к пост-обработке.

Для экшн-камеры важно купить ту модель, которая может легко перепрошиваться и калибровался. Отлично, если прошить возможно через телефон без подключения к компьютеру. Рекомендуем покупать устройства нового поколения. Помните – электронная стабилизация всегда лучше встроенной и тем более механической. Это то устройство, на котором экономить не рекомендуется.

Мы подобрали для вас топ-10 лучших стабилизаторов для экшн-камер, интересных как на наш взгляд, так и по мнению авторитетных каналов.

Лучшие любительские стабилизаторы для экшн-камер

5 Steadicam

Лучшая цена. Механический стабилизатор
Страна: Китай
Средняя цена: 2800 руб.
Рейтинг (2019): 4.5

Открывает рейтинг самая доступная модель стабилизатора. Дешевизна обусловлена полным отсутствием электроники. Конструкция массой 968 г выполнена из авиационного алюминия. Работает все за счет простой механики – есть один двух осевой шарнир и специальный грузик, который стремится к низшей точке, заодно поддерживая камеру в горизонтальном положении. Конструкция складная, что несколько облегчает транспортировку. Ручка прорезиненная, хорошо лежит в руке.

Камера крепится через стандартный для камер 3 ¼ разъем, а значит установить можно любую камеру с ним. Это, к примеру, GoPro всех версий. Также производитель допускает установку фотоаппаратов-зеркалок массой до 1 кг. В зависимости от устройства пользователю необходимо провести настройку, включающую регулировку длины «плеча» и массу грузика.

4 Xiaomi Yi

Стабилизатор для камер Xiaomi
Страна: Китай
Средняя цена: 14990 руб.
Рейтинг (2019): 4.6

Следом за механикой идет электронный стабилизатор от знаменитой Xiaomi. Модель обладает не совсем типичным для данного класса устройств видом, ведь в нем нет ручки. Это значит, что без штатива, монопода или какого-либо крепления пользоваться стабилизатором будет не совсем удобно. Благо, крепления стандартное – 3 ¼. С другой стороны, это обеспечивает очень компактные габариты. Стабилизация, разумеется, трехосевая. Через фирменное приложение можно выбрать один из трех режимов работы:

  • Pan Mode – камера фиксирована в одном положении, активны движения по всем осям
  • Lock Mode – фиксация только по оси вращения. Режим пригодится для съемки панорамных кадров.
  • Pan and Tilt Mode- Все оси заблокированы. Камера стабилизирована и смотрит только вперед.

Также отметим возможность дистанционно управлять зумом и направлением съемки – камера вращается на угол до 320 градусов. Наконец, об автономности – питает стабилизатор пара литий-полимерных аккумуляторов, которых хватит на 2-4,5 часа съемки в зависимости от выбранного режима. В отзывах пользователи отмечают лишь один недостаток – невозможность установить камеру стороннего производителя (не Xiaomi) без дополнительных адаптеров.

3 Sjcam Gimbal

Самый доступный стабилизатор
Страна: Китай
Средняя цена: 10290 руб.
Рейтинг (2019): 4.7

Открывает тройку лидеров самый дешевый электронный стабилизатор. Производитель – Sjcam – является одним из лидеров в сфере производства экшн-камер. К сожалению, официально поддерживается установка только камер этого же производителя. С другой стороны, в этом есть и плюсы: моделями SJ6 Legend и SJ7 Star можно управлять с самого стедикама с помощью специальных кнопок – это очень удобно. Со стабилизатора можно менять режим съемки, включать запись, а также менять направление съемки и режим работы стабилизатора (захват, слежение и свободный).

Габариты устройства достаточно большие, ручка увесистая. В руке лежит удобно, но весит несколько больше конкурентов – 350 г. Зато время автономной работы за счет использования сразу двух несъемных аккумуляторов по 2000 мАч каждый составляет порядка 13 часов! В отзывах пользователи отмечают наличие в комплекте поставки жесткого кофра для транспортировки стабилизатора. В таком кейсе можно не беспокоиться за сохранность нежной электроники.

2 DJI Osmo Mobile

Лучшие качество и функционал
Страна: Китай
Средняя цена: 16950 руб.
Рейтинг (2019): 4.7

DJI – несомненный лидер в производстве квадрокоптеров. Но и в сфере стабилизаторов компания преуспела. В ассортименте имеются модели и для профессиональных операторов, и компактные устройства со встроенной камерой, и модели, работающие в паре со смартфоном или экшн-камерой. Osmo Mobile, как можно понять из названия, относится к последним. Сразу стоит отметить, что штатно в зажим можно установить только смартфон, а для крепления экшн-камеры придется докупать специальный адаптер. Именно это не позволило устройству занять высшую строку рейтинга.

В остальном, эталон. Идеальное качество сборки, качественные материалы. Даже чехол для переноски выглядит стильно. Отдельно можно приобрести целый ворох аксессуаров – например, монопод, штатив или крепление на присосках, что позволяет использовать устройство почти в любой ситуации. Помимо стандартного функционала отметим возможность съемки timelapse видео с плавным поворотом камеры. Органы управления привычны, за исключением курка на тыльной поверхности – зажав его вы зафиксируете камеру в определенной положении. Это быстрее и удобнее, чем менять режимы. Отзывы об устройстве говорят сами за себя – Osmo Mobile рекомендуют даже популярные видеоблогеры.

Сравниваемый показатель

Электрический стабилизатор

Механический стабилизатор

Стоимость

За самый доступный электронный стедикам придется выложить порядка 5-6 тысяч. Качественные модели стоят свыше 10 тыс.руб.

Качественную модель можно приобрести за 2-4 тысячи рублей

Простота использования

Включили и снимаете. Можно управлять встроенным джойстиком

Необходимо самостоятельно производить регулировку грузиками под новую камеру, а также корректировать положение после транспортировки для получения лучшего результата

Простота конструкции

Большое количество электроники и механизмов. Починить самому вряд ли получится, а профессиональный сервис обойдется недешево

Система проста, как Жигули. В случае необходимости сможете самостоятельно что-то подкрутить или заменить деталь

Качество картинка

Лучшая плавность, которую только можно получить

Зависит от правильности настройки подвеса, но в целом картинка все равно будет несколько проще

Время автономной работы

От 3 до 9 часов в зависимости от модели

Бесконечно

Наличие дополнительных функций

Смена направления съемки, автоматическая адаптация под камеру, мобильное приложение и т.д. (набор может отличаться в зависимости от модели)

Отсутствуют

1 Feiyu FY-G5

Самый компактный трехосевой электронный стабилизатор. Универсальное крепление
Страна: Китай
Средняя цена: 13510 руб.
Рейтинг (2019): 4.8

Виртуальную золотую медаль получает очень качественный стедикам от Feiyu. Собрано устройство отлично, нигде ничего не люфтит, не скрипит. В руках FY-G5 ощущается очень приятно. Вес – около 300 грамм. Приятно давит на руку, но не утомляет при длительной съемке. Также за счет малых габаритов устройство легко транспортировать. В комплекте имеется чехол. Правда, тканевый, а значит от ударов стабилизатор не защищен. Отдельного внимания заслуживает брызгозащита. Конечно, погружать под воду стедикам не стоит, но съемку под дождем или на море он выдержит.

Для управления направлением съемки используется 4-х позиционный джойстик. Под ним расположились кнопка смены режима и клавиша для селфи. Последняя разворачивает камеру на 180 градусов, позволяя быстро снять себя. Управлять стабилизатором можно в том числе с iOS или Android-смартфона. Питание для работы подается со съемного аккумулятора емкостью 3000 мАч. Напоследок отметим универсальное крепление, благодаря которому, судя по отзывам пользователей, можно установить практически любую экшн-камеру.

Лучшие профессиональные стабилизаторы для экшн-камер

5 Zhiyun Crane Plus 2018

Повышенная надежность и удержание веса
Страна: Китай
Средняя цена: 24300 руб.
Рейтинг (2019): 4.8

По сути это улучшенная версия Crane v.2. Производителем добавлены несколько новых функций, усилены моторы и заменено название. Убрана путаница в модельном ряду. В кейсе кроме стандартного комплекта поставки можно найти треногу, которую удобно не только настраивать, но и снимать. С новыми моторами он может выдержать уже 2,2 кг камеры с навешанным объективом и прочими модификациями. Скрипов и дребезжаний нет. Площадка старая и не быстросъемная. Небольшим плюсом является то, что при использовании одной камеры, стабилизатор можно отрегулировать единожды и больше не заморачиваться по этому поводу, достаточно лишь открутить винт. Его можно закрутить на площадку для транспортировки, чтобы не потерять.

Есть три режима использования:

  • слежение по горизонтали;
  • все оси заблокированы;
  • слежение по всем осям, в том числе при заваливании.

По отзывам покупателей, угол наклона можно менять руками, что позволит точно и оперативно произвести все манипуляции, не прибегая к джойстику и не тратя лишнее время. Экрана для настроек нет, всю программную настройку придется проводить на компьютере или смартфоне.

4 Zhiyun Crane-M

Лучший выбор для небольших камер
Страна: Китай
Средняя цена: 19990 руб.
Рейтинг (2019): 4.8

Поставляется в простом и компактном кейсе из пластика. Время работы каждый батареи, которых две, составляет до 12 часов. Стабилизатор подходит для камер весом от 125 до 650 грамм. Можно использовать ее и для смартфона. Хорошо лежит в руке, часть выполнена из пластика, а часть из металла. Подключается через фирменный кабель, с помощью которого при подключении к устройству можно управлять масштабированием.

Он станет самым лучшим вариантом для блогеров или полупрофессиональных фотографов. Перед использованием рекомендуется пару недель походить с ним и привыкнуть к особенностям работы. Аккумуляторы вытаскиваются, что удобно для замены в том случае, если батареи выработали свой ресурс. Для зарядки батарей нужно будет их вытащить, к сожалению, зарядка напрямую через стабилизатор невозможна.

3 Feiyu Tech MG v.2 Lite

Качественная 3-х осевая модель
Страна: Китай
Средняя цена: 28950 руб.
Рейтинг (2019): 4.8

Максимальная комплектация устройства примечательна тем, что товар поставляется в водонепроницаемом кейсе с дышащим клапаном, чтобы внутрь ничего не залилось. Если внутри будет вакуум вы по-прежнему сможете открыть его без особых проблем. Зарядка осуществляется через Micro-USB. Указанная производителем автоматическая настройка относится только к калибровке по уровню. Основной же процесс настройки может занять до двух дней. Настройку лучше производить при полностью установленных апгрейдах и внешних устройствах.

Иногда стабилизатор может жужжать из-за эконом-класса. Звук выносной или накладываемый извне. Удобный хват делает управление удобным, но не эргономичным. Хорошего результата можно добиться при связи с телефоном, чтобы более тонко настраивать ваши девайсы. Спокойно заменяет рельсы, штатив и плечевой упор. С ним можно снимать как «гладкие» видео, так и интервальные в движении.

2 Zhiyun Z1 Evolution

Медленная разрядка
Страна: Китай
Средняя цена: 9745 руб.
Рейтинг (2019): 4.9

Этот ручной стабилизатор способен длительное время работать на одном заряде. Каждый из аккумуляторов имеет объем 2000 мАч и таких в комплекте два. Комплектация устройства постоянно меняется примерно каждые полгода. Можно использовать как один аккумулятор, так и два. Джойстик управления очень похож на триггер от DualShok. Угол поворота оси составляет 330 градусов, чего достаточно для съемки панорамы или селфи. Есть 2 режима работы – по горизонтали и целенаправленный.

По отзывам покупателей, все оперируется одной рукой, что прибавляет удобства. В комплекте есть и специальный шнур, соединяющий стабилизатор и камеру, осуществляя ее подзарядку. Все провода спрятаны внутрь корпуса. Наличие резьбы под стандартный штатив в крышке батарейного отсека это большой плюс, так как конструкцию можно подсоединить к любой площадке. Micro USB позволит скачать дополнительное приложение и откалибровать стабилизатор под личные предпочтения.

1 Beholder MS-Pro

Легкая конструкция из прочных материалов
Страна: Китай
Средняя цена: 39800 руб.
Рейтинг (2019): 5.0

Основной плюс стабилизатора заключается в легкой конструкции из высокопрочного материала (алюминия), из-за чего его вес составляет всего 0,7 кг. Он способен выдержать камеры весом до 1,2 кг. Трехосевые гидроскопические бесщеточные приводы осуществляют балансировку большинства моделей беззеркальных камер. Работа осуществляется от литиевого аккумулятора, полностью экологичного для окружающей среды. Кнопка активации, а также индикатор уровня заряда аккумулятора имеют собственную подсветку. Возможна и установка на штатив при помощи винта.

Все это дает качественные и четкие кадры без тряски и вибрации. Бесщеточные приводы полностью стабилизируют съемку во время поворотов или наклонов. Можно даже бегать. Быстросъемная площадка позволяет надежно и быстро закреплять камеру и также быстро снять. Есть и порт USB для подзарядки смартфона или камеры GoPro.

Самый большой враг любого видеооператора — это тряска. Когда камера трясется, картинка становится размытой, а съемка выглядит как любительская. Что нужно делать? Конечно, использовать штатив. Но это далеко не единственное возможное решение. Давайте найдем тот стабилизатор для камеры , который подойдет именно вам.

1. ШТАТИВ. Обеспечивает очень хорошую стабилизацию камеры. Подойдет практически для любого типа съемки. Камера статична, но может поворачиваться в любую сторону — это позволяет снимать красивые панорамы. Конечно, вам потребуется некоторая тренировка, чтобы быстро и правильно расставлять штатив. Убедитесь, что вес вашей камеры меньше максимального допустимого веса для штатива. Из минусов только цена (хорошие штативы дорого стоят) и дополнительный вес, который теперь придется за собой таскать.

2. МИНИШТАТИВ. Дает камере ту же стабилизацию и свободу, что и обычный штатив. Миништативы удобны в поездках и когда нормальный штатив использовать невозможно. Конечно, это не то же, что и обычный штатив. Но он компактный, дешевый и всегда лучше чем ничего.

3. МОНОПОД — это тот же штатив, только с одной ногой. Он компактнее штатива, дешевле и с ним тоже можно снимать панорамы и статичные кадры. Хороший монопод практически ничем не уступает штативу. Единственный его недостаток — возле монопода всегда должен быть человек, чтоб его никто не сбил.

4. РИГ (Плечевой упор, Напузник и т. д.). Этот вид стабилизации довольно часто используется, когда ведется репортажная съемка. Камера остается подвижной, а за счет того, что вес переносится на плечо или живот, картинка не трясется. Конечно, этот стабилизатор для камеры не позволит вам снять полностью статичный кадр. Но он все равно очень хорошо стабилизирует картинку. Риги, как правило, недорогие.

5. СТЕДИКАМ. Первым полнометражным фильмом с использованием этого чуда был фильм «Рокки». С использованием стедикама был снят момент, когда Рокки взбегал по лестнице. Сейчас стедикамы используются даже при съемках телешоу. Стедикам гасит все колебания, что позволяет камере двигаться плавно даже когда вы с ней бежите. Камера имеет полную свободу. Цена на стедикамы очень разная, от чего зависит его качество и комплектация. Единственное, что вам нужно знать: чтобы камера летала, вам недостаточно просто его купить — вам нужно будет еще научиться его использовать.

6. КРАН или ДЖИБ. Я думаю, не нужно объяснять, что это такое. Кран очень часто используется при съемке фильмов, клипов, телешоу, концертов и т. д. Он дает камере полную свободу передвижения. Ограничением является только длина крана. Есть и уменьшенные версии крана. Такой кран дешевле, компактнее и в некоторых случаях ничем не уступает большому.

7. ТЕЛЕЖКА. Многие фильмы снимались с помощью этого приспособления. Тележка не просто стабилизирует камеру, но и позволяет ей передвигаться по горизонтальным направляющим — рельсам. Профессиональная тележка — вещь недешевая, а вот простую тележку можно сделать и самому.

8. СЛАЙДЕР или — по функциям очень напоминает тележку, но гораздо меньше. Камера скользит по направляющим. Слайдер может стоять на любой поверхности, а также может быть закреплен на штативе. Слайдер компактный и относительно недорогой.

Это, пожалуй, все типы стабилизаторов, какие я знаю. У каждого из них есть свои плюсы и минусы. Конечно, невозможно все задачи решить, используя один стабилизатор для камеры . Но теперь вы знаете какие они бывают, и сможете собрать свой собственный комплект.

Я обещал написать и о его возможностях как видеокамеры. Надеюсь сделать несколько статей об этом. Начну цикл со статьи о стабилизации - как самому сделать компактный «стедикам». Но сначала немного о проблемах, которые у меня возникли при съемке видео с помощью Canon EOS 600D .

Карты памяти

В упомянутой статье я писал о проблеме при съемке видео - запись автоматически прекращалась на первых секундах. Использовалась карта памяти SDHC 10-го класса 16 ГБ. В инструкции к камере указано, что для HD записи нужна карта как минимум класса 6. Так как при съемке фото никаких проблем не возникало, а на карте было написано «Class 10» я искал причины не в карте, а в чем-то другом. К примеру, в прошивке. Обновил - эффекта никакого. Не снимает камера видео. Когда возникли сомнения в карте, я приобрел SDHC иной марки, класс 10. Эффект тот же - не снимает. Некоторое время я снимал фотографии с этой «второй» картой, пока она не вышла из строя (примерно за месяц эксплуатации). Пришлось покупать третью карту, уже «третьей» марки, и с ней все заработало. Причем карта этой же марки меньшей емкости и класса 6 также позволяет записывать видео и с ней не бывает сбоев.

Не хотелось бы делать рекламу или антирекламу производителям карт памяти, но все же для пользы владельцев фотоаппаратов марки карт памяти назову. Отмечу, что причина сбоев может быть вовсе не в картах, а в совместимости контроллера камеры и карт памяти. Поэтому для владельцев Canon EOS 600D : если камера не снимает видео с картами SDHC Silicon Power или SDHC ADATA (наиболее распространенные марки в непрофильных торговых местах), попробуйте SDHC Transcend.

Стабилизация

Дизайн цифровой зеркалки или фотокамеры со сменной оптикой далек от того, которого требует видеосъемка. Live View дисплей без шахты, жесткие и «быстрые» кольцевые приводы зума и фокуса на объективе, основа (нижняя часть) корпуса небольшой площади, не обеспечивающая естественную стабилизацию камеры в руке, и прочие особенности делают съемку видео неудобной. Снимать со штатива, задав заранее угол охвата и фокус, удобно, но в движении, особенно если требуется хорошее, соответствующее HD-разрешению качество, затруднительно.

Для съемки в движении требуется стабилизатор, тележка, кран. Видеолюбителям можно начать с ручного стабилизатора, маятниковой конструкции, обеспечивающей «сглаживание» небольших колебаний руки оператора при его (оператора) движении. О таком серийном стедикаме можно прочитать, к примеру, в статье .

На разнообразных фотовыставках и на фоторазвалах (например, в павильонах Московского ВВЦ) подобных устройств можно обнаружить предостаточно. Конструкции различаются по дизайну и качеству изготовления, но имеют три общих свойства: сравнительно высокая цена, заявленная высокая эффективность и так же заявленная сложность настройки вообще и под конкретную камеру в частности. В общем, говорить продавцу, что такую конструкцию сделать можно кустарно, определенно не стоит - засмеет.

Я согласен с тем, что тягаться с профессиональными механиками самодельщикам не просто, и если уж вы решили серьезно заниматься видеосъемкой, то покупайте стедикам подороже. Но здесь, как в описанной выше ситуации с картами памяти, - цена и заявленная эффективность не дают гарантии, что устройство будет работать и подойдет именно вам. Поэтому я решил собрать аналог стедикам из подручных материалов и попробовать его в деле. А уж потом решать, нужен ли мне другой и какой именно.

В сети можно найти предостаточно вариантов стабилизаторов-самоделок. Пока я просматривал разные варианты, Щербаков Сергей - младший, любитель Lego , соорудил Lego-Steadicam.

Принцип работы конструкции прост. К камере нужно приделать противовес (как фальшкиль на яхтах), и закрепить конструкцию в свободном подвесе чуть выше центра тяжести всей конструкции. В неподвижном положении конструкция должна быть отбалансирована так, чтобы камера видела горизонт под требуемым оператору углом. В движении небольшие наклоны и повороты ручки, за которую конструкцию держат, не должны передаваться «на камеру», а наклоны самой камеры должны приводить к возникновению на противовесе компенсирующего момента сил.

Чтобы движение оператора само не приводило к возникновению раскачивающих конструкцию моментов, точка закрепления ручки должна лежать вблизи центра масс всей конструкции. Таким образом, идеальный подвес доложен быть действительно не простым - обеспечивающим приложение силы к центру масс при продольных к направлению движения камеры усилий от руки оператора и смещающий точку подвеса вверх (чтобы возникали компенсирующие моменты) относительно центра тяжести при наклонах конструкции от вертикальной оси. Оставив такой подвес профессионалам, я ограничился существенно более простой конструкцией, в которой точка подвеса всегда выше центра масс.

Хорошей считается конструкция стабилизатора, у которой длительность четверти колебания примерно равна 1,5-2 секундам (не знаю, откуда взяты эти цифры, но именно их мне приходилось неоднократно слышать). Это довольно медленно и, вероятно, действительно оптимально для съемки видео. Получить такой длинный период можно, либо сильно приблизив точку подвеса к центру масс, либо удлинив плечо противовеса и уменьшив вес груза противовеса. В первом случае получиться компактная конструкция с большой массой противовеса и не высокой стабильностью компенсации наклонов при больших углах отклонения. Во втором - громоздкая, но с небольшим весом дополнительного груза (возвращающий момент есть произведение массы на плечо) и с бо́льшей свободой в ошибке выбора места точки закрепления подвеса конструкция (то есть более простая в настройке). Для самоделки выбираем второй вариант - длинное плечо.

Для стабилизатора нам потребуются: подвес, обеспечивающий свободные колебания и повороты, груз-противовес, штанга для закрепления этого груза и площадка для крепления камеры. Почти все это можно обнаружить в своих фотозакромах и ближайшем хозмаге. Хороший кардан в подшипнике - свободный подвес заменим шаровой головкой штатива. Первая попавшаяся не подойдет - как правило, недорогие конструкции даже в состоянии с незафиксированным шариком имеют плохую подвижность. И даже хорошая, скорее всего, потребует если не доводки шарика полировальной шкуркой, то дополнительной смазки. Судя по описаниям самоделок-стедикамов в сети, карданный узел можно найти в магазинах для моделистов (я также обратил бы внимание и на карданчики гаечных ключей), а подшипник для обеспечения свободы вращения - в спорттоварах (детали для роликовых коньков и скейтов). Для крепления камеры можно использовать специальную площадку с возможностью точной настройки продольного положения, к примеру, описанную в статье «Ремонт штатива. «Системный» штатив и его оперативный ремонт» - Manfrotto 357Pl . Саму конструкцию можно собрать на базе двух кронштейнов для крепления шторных карнизов и алюминиевой планки.


Элементы конструкции: площадка Manfrotto 357Pl, настольный штатив в качестве ручки, шаровая головка Manfrotto 482.



Основу стабилизатора составляют два кронштейна (1) и планка (2). Собирается конструкция на болтах и гайках с барашками. Для настройки положения равновесия конструкции применяется дополнительная вращающаяся планка с грузиком (3). В качестве основных грузов можно использовать металлические гайки (4). Важной особенностью используемых кронштейнов является наличие продольного паза, позволяющего гибко настраивать положение камеры, и груза противовеса. Если наклеить на поверхность кронштейна, обращенную к камере, противоскользящий материал и добавить болт с резьбой 1/4″ и гайку 1/4″ (чтобы камера и штативная головка крепились к пазу в разным местам), то можно обойтись и без дополнительной площадки (Manfrotto 357Pl). Но удобнее все же с площадкой.

Как собрать систему стабилизации, можно понять по приведенным фотографиям. В начале статьи приведена конструкция для съемки с нижней точки. А так выглядит стабилизатор для съемке из нормального для оператора положения:


Камера на стабилизаторе. При использовании тяжелых камер и оптики плечо стабилизатора придется удлинить - у меня для этого есть дополнительная планка с рядом отверстий под крепления к основной планке.

Настройка конструкции

До изготовления собственного стабилизатора у меня не было опыта эксплуатации подобных устройств, зато, как уже отмечалось, приходилось слышать, что конструкция непроста и требует умелой настройки. В результате не такой уж и длительной практики я более-менее хорошо приспособился к своей конструкции и выработал правила, как ее настраивать. Думаю, их знание будет полезным для таких же как я самодельщиков любителей видеосъемки.

Предварительно хотелось бы обратить внимание на явные ошибки моих конструкций. В видеоролике с Lego-стабилизатором хорошо видно, что камера раскачивается при энергичных движениях руки. Причина - в чрезмерно большом грузе (в роли которого выступает батарейный блок). Центр масс конструкции оказывается гораздо ниже точки подвеса, и любое энергичное приложение силы приводит к раскачиванию конструкции. Аналогично ведет себя «большая» конструкция в варианте для съемки из нижнего положения.

Такие конструкции подходят для стабилизации камеры при медленных движениях руки оператора, но уже при ходьбе приводят к эффекту «качающейся» камеры, что возможно и лучше «дрожащих» рук, но все же нехорошо. Во избежание этого эффекта, конструкцию нужно собирать с таким расчетом, чтобы центр масс (вместе с установленной камерой) был не на много ниже точки подвеса. Это дает возможность оценить вес дополнительных грузов и длину планки. Что касается последнего параметра - длины планки, - то кажется от ее удлинения в разумных пределах динамика поведения стабилизатора лишь улучшается.

Процесс сборки и настройки стабилизатора (в конфигурации для нормального «верхнего», положения камеры) у меня происходит примерно так:
1. К планке прикрепляются верхний и нижний кронштейны. На верхний устанавливается площадка Manfrotto 357Pl . В ее основании имеется два резьбовых отверстия - в одно через паз кронштейна ввинчивается резьбовая часть шаровой головки, в другое «страховочный» винт 1/4″, обеспечивающий предотвращение проворотов площадки относительно кронштейна.
2. На площадку монтируется камера, пока без точной настройки. В нижний кронштейн устанавливается дополнительная вращающаяся планка с небольшим грузиком и винт для навески основных грузов-шайб. Вся конструкция переводится в горизонтальное положение с возможностью вращения вокруг точки подвеса (шаровой головки). На винт для грузов нанизываются шайбы в количестве необходимом для уравновешивания конструкции относительно точки подвеса и одна-две дополнительных. Таким образом центр масс оказывается чуть ниже точки подвеса (при нормальном вертикальном положении конструкции).
3. Конструкция переводится в рабочее положение (вертикальное). Подбирается такое положение площадки для камеры (Manfrotto 357Pl ), самой камеры на сдвижной площадке и шайб-грузов, закрепленных на болте с гайкой в пазу нижнего кронштейна, при котором ось объектива параллельна горизонту (без особого труда удается настроить систему и для съемки с постоянным небольшим наклоном камеры вверх или вниз).
4. Непосредственно перед съемкой у камеры открывается дисплей в удобное для работы положение, выставляется фокусное расстояние зума (если объектив зум) и проводится «тонкая» балансировка всей конструкции по горизонту. Для этого требуется немного сдвигать камеру вперед-назад с помощью площадки Manfrotto 357Pl при балансировке «вдоль» и поворачивать в нужную сторону (и, возможно, утяжелять/облегчать) дополнительную вращающуюся планку с небольшим грузиком. Кроме того, балансировать камеру «поперек» можно ввинчивая-вывинчивая грузики-болты в боковые резьбовые отверстия площадки Manfrotto 357Pl.

Конструкция камера на стедикамие - довольно тяжела, и рука устает. В целях безопасности стоит добавить стабилизатору страховочный ремешок. Его можно прикрепить к ручке или непосредственно к кронштейну и одевать на запястье. Помимо того, при некоторой сноровке и навыке с его помощью (он должен быть продет через кронштейн) удается управлять и направлением камеры, если в процессе съемки это требуется (напомню, что подвес не только позволяет камере свободно качаться, но и поворачиваться, и потому поворот ручки не передается самой камере).

© fiorimebel.ru, 2024
Декор. Интерьер. Стиль. Ремонт. Дача и сад