Дионис (клички: Бахус, Вакх), история его жизни, подвигов и преступлений. Дионис, Вакх, Бахус

18.03.2023

Фуфлунс — один из главных этрусских богов растительности и плодородия, божество смерти и возрождения. В этрусской мифологии Фуфлунс, иногда рассматривался как бог вина и виноделия, схожий с греческим богом Дионисом и римским Либером.

Культ бога Фуфлунса появился в городе Популония (лат. Populonium, этрусск. Pupluna или Fufluna) , в Тоскане. Популония (этрусск.Fufluna) была единственным этрусским городом, построенным прямо на берегу Тирренского и Лигурийского моря и расположенный на высоком холме.
В древности Популония была связана с Вольтеррой, начиная с IX века до н. э. город превратился в процветающий и независимый морской торговый порт Этрурии, Город был разрушен в 570 году лангобардами. Археологи обнаружили в Популонии большое количество этрусских древностей — аттические вазы V века до н. э., монеты из серебра и меди с изображением Фуфлунса, множество крупнейших некрополей Этрурии, которые возникли начиная с IX века до н. э. (культура Вилланова) до середины III века до н. э.
В Популонии обнаружены остатки храма этрусского бога растительности и плодородия, божества смерти и возрождения Фуфлунса, позднее ставшего богом вина, сродни греческому Дионисию Сиракузскому. Храм Фуфлунса в Популонии (этрусск. Fufluna) был разрушен в 384 до н. э.

Фуфлунс царствует на симпозиумах и поминальных трапезах и застольях в честь умерших; его главный атрибут – канфар с вином . На фресках и зеркалах Фуфлунса изображали рядом с пантерами или леопардами , которые всегда сопровождали богов имеющих отношения и с Земным миром, и Подземным царством.

Пантер или леопардов Фуфлонса часто изображали на стенах этрусских гробниц, и на ритуальных погребальных кубках, как знак присутствия бога Фуфлонса.

Имя Фуфлунса трижды упоминается Оно встречается на монетах и восемь раз на зеркалах и сосудах. Имя Фуфлунса упоминается в ряде надписей.

В этрусской мифологии богиня Земли Семла супруга Аплу, считается матерью этрусского бога Фуфлунса. На бронзовом зеркале IV века до н.э. изображена обнимающая в присутствии сына Фуфлунса.

Главной ценностью и высшим благом жизни, этрусский бог Фуфлунс провозгласил гедонизм (др.-греч. ἡδονή - «наслаждение», «удовольствие»), к которому следует стремиться каждому человеку.

Древние греки восприняли идеи гедонизма от этрусков. Древнегреческий философ Аристипп стал основоположником гедонизма, создал этическое учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и целью жизни.

Подобно этрусскому Фуфлонсу у древних греков был Дионис, а у римлян – Бахус, или Вакх, которого сопровождали вакханки, считавшиеся божествами мирских удовольствий, щедрых возлияний и большому разнообразию угощений за столом.

С культом боги вина Фуфлунса и Диониса были связаны праздники Дионисии, которым предшествовал ритуал подготовки потребления вино, разыгрывались музыкальные интермедии, устраивались танцы, игры, читали стихи и пели песни.
Этруски были земледельцами выращивали ячмень, пшеницу, виноград, оливки, инжир, бобовые, фасоль, горох, каштаны, желуди.

Этруски занимались животноводством, разводили свиней, овец, домашнюю птицу, охотились на оленей, импортировали оливковое масло и виноградное вино. Повара готовили жареное или вареное мясо со специями и соусами, сделанными из зерновых, овощей, употребляли большое количество специй.

На изобильных застольях царствовал этрусский бог Фуфлунс, соблюдая поминальные ритуалы, этруски варёные яйца, как символ возрождения из загробного мира, они пили вино смешанное с водой, специями, медом, ели овощи и сыр, а в конце трапезы слуги подавали им фрукты и сладости.


Элегантная этрусская столовая посуда, сосуды для вина, подносы-лотки и столовые приборы украшали обильные столы этрусков. Слуги подавали разнообразные яства и разливали вино из крупных кратеров в чаши, келихи участников застолья.


В курганных захоронениях этрусков VI-IV века археологи находит драгоценные этрусские бронзовые вазы, керамические черно лаковые вазы из Аттики, кратеры, келихи — kylikes (чаши для вина), канфары, оставленные в гробницах для умершего, чтобы он мог пользоваться ими в своей новой жизни в потустороннем мире.

Известный древнегреческий живописец Эвфроний расписывал амфоры, канфары, пелики, используя сюжеты из древнегреческой мифологии, легенд из истории Троянской войны. На вазе изображена глава сатира и менады.

Культ древнегреческого бога вина Диониса (лат. Dionysus) прошёл по древней Элладе, Сирии и Азии до самой Индии, и через Фракию вернулся в Западную Европу. На своем пути Дионис, в сопровождении менад и вакханок, силенов и сатиров, пляшущих с жезлами (фирсами) обвитыми виноградом, везде учил людей виноделию и виноградарству. Женой Диониса считалась Ариадна, покинутая Тезеем на острове Наксос.

Культ бога Диониса, имевший вначале веселый характер, постепенно становился всё более невоздержанным и переходил в неистовые оргии, или вакханалии. Отсюда происходит второе имя Диониса - Вакх (др. греч. Βάκχος — «шумный»; и римское божество Бахус (лат. Bacchus — «шумный»). Особенную роль в празднествах Диониса играли жрецы — паны, сатиры, менады и вакханки - исступленные женщины. Богу вина Дионису посвящены были виноград, плющ, пантера, рысь, тигр, осёл, дельфин и козёл.

В этрусских легендах о Херкле (Геракле) и Уни рассказывается о нравах царящих в окружении бога Вина Фуфлунса. Как-то раз богиня Уни шла густым лесом, и неё неожиданно напали лесные существа - Паны из свиты бога вина и виноделия Фуфлунса (Диониса). Уни стала сопротивляться, но противников было очень много, и она не могла с ними справиться. Тогда богиня закричала о помощи, и её крик услышал Геркле, и тут же прибежал на зов. Хотя Геркле испытывал к Уни неприязнь из-за прежних ссор, он решительно встал на защиту Уни, ведь, он всегда приходил на помощь слабым и терпящим насилие. Бог Геркле взмахнул своей тяжёлой дубиной и ударом поверг наземь одного лесного демона за другим. Увидев, что с могучим Геркле им не справиться, остальные лесные демоны трусливо разбежались и Уни была спасена.

Сельве считается одним из этрусских богов плодородия, относящихся к кругу Фуфлунса. Имя этрусского бога Сельве можно встретить в надписях, покрывающих статуэтки обнаженных мальчиков и мужчин, которые жертвовались, в качестве вотивного дара богу Сельве, чтобы он даровал плодородие и исцелил тело дарителя. Наличие вотивных даров указывает на целительные способности Сельве.

Вергилий. Энеида. (Книга 8. 600)

Есть близ Церейской реки прохладная роща густая, —
Издавна чтима она как святыня; её окружают
Склоны крутые холмов, темнохвойной елью поросших.
Рощу и празднества в ней, как гласит преданье, Сильвану,
Богу пашен и стад, в старину посвятили пеласги,
Первыми в давние дни владевшие краем Латинским.

ПЕЛАСГИ (лат. PELASGI; греч.Πελασγoι) — Древний народ, населявший в доисторические времена всю Грецию и побережье с островами Эгейского моря. Следы пребывания пеласгов находят на территории Малой Азии (ныне Турция) и Италии .

Бога плодородия Сельве благодарили за удачу, за исцеление от болезней, за хорошие сны, за освобождение от рабства. Обычай просить об исцелении Сельве перешёл от этрусков к римлянам. Сельве изображался в крестьянской одежде; в качестве атрибутов он имел — серп и дерево, как знак его покровительства сельскому хозяйству и живой природе.

Силен (лат. Silenus) божество дикой природы, дикой растительности лесов и долин. Силен (др. греч. Σειληνός, Σιληνός), сын Гермеса или Пана и нимфы, постоянный спутник, наставник и воспитатель Вакха.

Есть боги-неудачники, боги-маргиналы. Их время истекло, имена забыты, а культы угасли. И есть «успешные» боги. Они приходят к нам надолго, быстро покоряют наши сердца и властвуют над нами тысячелетиями.

Родоначальник виноделия Дионис (Вакх, Бахус) - успешный и удачливый бог! Предполагают, что он имеет восточные (фракийские и лидийско-фригийские) корни. В Греции распространение и утверждение его культа относится к VIII-VII вв. до н. э., хотя имя бога встречается на табличках критского линейного письма значительно раньше - в XIV в. до н. э.

За исторически короткий срок пришелец делает завидную «карьеру» - вначале вытесняет в конкурентной борьбе многочисленных духов, демонов и божеств, населявших территории античного мира, а затем возносится на вершины Олимпа, войдя в состав блистательной парнасской «элиты». Позднее его власть распространилась и на «варварские» племена.

Победное шествие Диониса по землям Эллады начинается с ростом городов и развитием полисной демократии. В Дельфах его почитают не меньше, чем Аполлона. В Афинах весь город стекается на торжественные процессии, где разыгрывается священный брак между богом лозы и супругой архонта басилевса. На Парнасе раз в два года бушуют оргии, ради которых выписываются вакханки из Аттики, а в самой Аттике во славу Вакха состязаются трагические и комические поэты, хоры распевают дифирамбы, актеры исполняют новые комедии. Кстати, благодаря Дионису возник и жанр трагедии (греческое слово tragodia буквально означает «песнь о козле» или «песнь козлов», то есть козлоногих сатиров - спутников бога).

Дионис-Бахус соперничал не только с Аполлоном. Он проник и в «зону влияния» своей бабки Афродиты, взяв под патронаж такую важную сферу человеческой жизни, как плотская любовь. Символ парнасского виноградаря - священный фаллос, означающий продолжение жизни и плодородие.

Лоза, найденная Бахусом, быстро пошла в рост и со временем заключила в свои объятия весь мир. Она превращала трапезу в пир, а жизнь – в праздник. Испившие вина обретали красноречие поэтов и мудрость богов, «умирали» для жизни земной и приобщались к жизни «вечной». Бог лозы становился верным любовником для каждого из своих адептов.

Между тем происхождение Бахуса темно и сомнительно. Его матерью была то ли Персефона (богиня царства мертвых), то ли Деметра (божество плодородия), то ли «обычная » женщина – Семела, дочь фиванского царя Кад-ма (происходившая, впрочем, по материнской линии от Афродиты). Последняя версия получила наибольшее распространение, хотя она и заставляет усомниться в праве Диониса на олимпийский чин. Семела все же не была богиней, а что касается отца...

Царевна утверждала, что зачала ребенка от Зевса, главы античного пантеона, но сестры ей не верили. Как бы то ни было, красавице довелось в буквальном смысле «сгореть от любви». Однажды она упросила Зевса явиться к ней во всем своем величии. Визит состоялся, но был крайне непродолжительным.

Громовержец испепелил свою возлюбленную огнем, а ребёнка, родившегося недоношенным, выхватил из пламени и зашил в свое бедро. (Не от отца ли унаследовал Дионис пламенную натуру и некоторую необузданность характера?..)
Родив сына, Зевс поручил Гермесу отдать его на воспитание нисейским нимфам. Любопытно, что и в наши дни опекун не расстается со своим подопечным – Гермес и Дионис «встречаются» в каждой бутылке доброго вина! Ведь «герметичная» упаковка носит имя Гермеса потому, что тот был мастер укупоривать сосуды, так что при длительном хранении вино не портилось.

Обретя лозу, Бахус шел по земле в окружении весьма колоритной свиты, про которую с полным основанием можно сказать, что она «не просыхала». Сатиры и вакханки, обвитые плющом, вооружённые тирсами (жезлами), охваченные священным экстазом и опоясанные змеями, сокрушали все на своем пути, вырывали с корнями деревья, упивались кровью растерзанных диких зверей и с воплями «Вакх, Эвое!» славили Диониса. Вино лилось рекой, вовлекая в свои потоки тысячи мужчин и женщин.

Чем можно объяснить неотразимую притягательность «винного бога»? Почему этот бог-полукровка, бог-выскочка (как сказали бы его тётки) завоевал себе право стоять в одном ряду с обитателями Олимпа? Что предложил человечеству Бахус и почему люди так высоко оценили напиток, который, с точки зрения химика, является не более чем перебродившим виноградным соком?

Возможно, причина в том, что лоза дарила свободу, безграничную свободу. Один из эпитетов Диониса – «Освободитель» («ЛиЭй»), Он разрывает, путы обыденной жизни, снимает цивилизационные ограничения, раскрепощает желания.

В Бахусе воплощена идея наслаждения, но в то же время - идея гибельного восторга, ведущего к безумию и смерти. Угрозы, таящиеся в дионисийстве, сознавали уже в пору его первого расцвета. В Риме вино не разрешалось пить лицам моложе 35 лет. А дунайские сцевы и вовсе ввели у себя «сухой закон», запретив не только , но даже ввозить его на свою территорию.

Диониса любили и боялись. Людей завораживало и пугало таинство превращения безобидного виноградного сока в пьянящий напиток. Говорили, что Вакх владеет фессалийским колдовством и способен превратить в хмельную отраву речную воду. В ряде мифов сохранились следы древнего табу, запрещавшего вино под угрозой смерти. Предполагают, что первоначально оно употреблялось «на законных основаниях» только представителями жреческой знати. Вино играло роль проводника между земным и потусторонним мирами, сокращая период вхождения в транс, благодаря которому служитель культа мог общаться со сверхъестественными силами и миром теней.

По мере распространения виноградарства древнее табу отмирало, и возможность войти в сношение с духами, (или, по крайней мере, получить удовольствие от тонкого вкуса напитка) стала общедоступной.


Удачных вам дегустаций!

Дионис – древнегреческий бог виноделия, растительности и виноградарства, а также экстаза и вдохновения. Аналоги Дионису встречаются в мифологии иных народов – Бахус, Вакх. Является младшим из олимпийских богов. Первоначально исследователи предполагали, что Дионис как божество не является исконно греческим, а пришел в мифологию через варварские культы. Пьянство, экстатический культ и громкая музыка с неистовыми танцами казались несовместимы с выдержанными и классическими эллинами. Но позже, когда была открыта Микенская культура, стало ясно, что Дионис пришел из нее.

По письменным источникам, дошедших в той или иной форме до наших дней, можно сделать вывод, что на происхождение Диониса существовало несколько взглядов. Так, разделяли до пяти Дионисов, живших в разное время. Рассмотрим классическую версию, по которой Дионис был один и являлся все тем же богом виноградарства и виноделия.

Дионис являлся сыном Зевса от простой земной женщины. Полюбил Зевс дочь царя Фив Семелу, да так, что поклялся водами Стикла и священной клятвой богов, что исполнит любое ее желание, каким бы оно ни было. Но Гера узнала о любовном союзе своего мужа и возненавидела Семелу всем сердцем. Приказав Семеле попросить Зевса явиться перед ней во всем облачении бога-громовержца, и стала наблюдать за трагедией. Зевс явился в своем величии и в огне небесном, от которого вспыхнул дворец и тело Семелы жгло. Поняла она, что погубила себя такой просьбой, так как вскоре встретит смерть. Но у умирающей на свет появился слабый младенец Дионис. И должен был ребенок также погибнуть в огне от отца его Зевса, но разве мог божественный ребенок умереть. Вокруг него подобно стене вырос зеленый плющ, закрывший младенца от огня.

Дионис оказался недоношенным, он не мог продолжать жить без материнской утробы, поэтому для спасения жизни Зевс зашил своего сына себе в бедро. Окрепнув в теле отца, Дионис родился второй раз на свет. В этот день послал Зевс Гермеса с малышом на руках к сестре Семелы, чтобы Ино и ее муж Атамант воспитали Диониса. Но и тут Гера не могла успокоить свой гнев, наслав на Атаманта страшное безумие. Погнался муж за Ино и в ярости убил одного из своих сыновей, сама же Ино со вторым ребенком бросилась в море, где нереиды превратили их в морских божеств. А Дионис избежал такой участи, так как Гермес подоспел вовремя и перенес его к нимфам Нисейской долины. И вырос под их присмотром прекрасный бог вина и плодородия, веселья и радости людской. В благодарность за это Зевс забрал нимф на небо, где они стали прекрасным созвездием.

С тех пор Дионис вместе с веселой и красиво украшенной компанией ходит по всему свету, чтобы дарить счастье и экстаз людям. На голове Диониса – виноградный венок, а в руках украшенная плющом тирса. Вокруг поют и танцуют сатиры и менады, а в самом конце шествия на осле везут старика Силена – учителя и мудрого наставника Диониса. Он, как и вся процессия, захмелел и качается под звонкую музыку флейт и свирелей. И так процессия Диониса в каждом месте на земле учит людей выращивать виноград и делать из него ароматный напиток.

Римский бог вина Вакх (в другом произношении – Бахус, у греков – Дионис) олицетворял собой виноделие и виноград. Культ его пришёл в Элладу и Рим из Азии и распространился гораздо позже культа остальных богов. Он получал значение по мере того, как распространялась культура виноградной лозы. Его очень часто соединяли с Церерой или Кибелой и устраивали этим двум представителям земледелия общие праздники.

Мифы древней Греции. Дионис (Вакх). Чужой в родном городе

В Древней Греции примитивное искусство ограничивалось только изображением головы Бахуса или его маски. Но эти изображения были вскоре заменены прекрасным и величавым образом старого Вакха в роскошном, почти женском платье, с открытым и умным лицом, держащим в руках рог и виноградную ветку. Только со времен Праксителя , первым изобразившего Вакха молодым, является в искусстве тип юноши с мягкими, почти лишенными мускулатуры формами, что-то среднее между мужской и женской фигурой. Выражение лица его представляет какую-то смесь вакхического экстаза и нежной мечтательности, длинные, густые волосы распущены по плечам в причудливых завитках, тело лишено всякой одежды, небрежно наброшена только козья шкура, ноги обуты в роскошные котурны (древняя обувь), в руках у него легкая палка, обвитая виноградными ветками, напоминающая скипетр.

В позднейшие времена Вакх довольно часто является на памятниках искусства одетым в роскошное женское одеяние. На группах и на отдельных статуях бог этот обыкновенно изображен в удобной позе – полулежа или сидящим на троне, и только на камеях и гравированных камнях он изображается идущим нетвердой походкой пьяного человека или же верхом на каком-нибудь любимом животном. Самое красивое изображение Вакха с бородой есть статуя, которая долгое время была известна под названием «Сарданапал», благодаря сделанной позднейшей надписи, но которую все знатоки истории искусства признали за статую бога. Эта статуя – настоящий тип восточного Вакха.

В искусстве чаще всего встречается изображение этого бога, известное под названием фиванского Вакха, безбородого и стройного юноши. Греческий живописец Аристид написал прекрасного Вакха, картина эта была увезена в Рим после завоевания Коринфа . Плиний рассказывает, что консул Муммий первый познакомил римлян с эллинскими произведениями искусства. Во время дележа военной добычи Аттал, царь Пергама , предложил заплатить за Вакха, написанного Аристидом, шестьсот тысяч денариев. Пораженный такой цифрой консул, заподозрив, что картина обладает какой-нибудь неизвестной ему чудесной силой, изъял картину из продажи, несмотря на просьбы и жалобы царя, и поместил ее в храме Цереры. Это была первая иноземная картина, публично выставленная в Риме.

На всех статуях фиванского типа Вакх изображен безбородым юношей во всем блеске молодости и красоты. Выражение его лица мечтательное и томное, тело его покрыто шкурой молодого оленя; он также очень часто изображается верхом на пантере или же на колеснице, везомой двумя тиграми. Виноградная лоза, плющ, тирс (жезл), чаши и вакхические маски – его обычные атрибуты. Всё это – эмблемы изготовления вина и того действия, которое оно производит. В древние века предполагали, что плющ обладает свойством не допускать до опьянения. Вот почему пирующие часто украшали свои головы плющом. Он так же, как и виноградная лоза, на многих статуях Вакха обвивает тирс, на конце которого находилась сосновая шишка. Во многих местностях Греции сосновые шишки употреблялись при приготовлении вина, которое должно было сильно отличаться от нынешнего. Уже судя по тому, как легко удалось Одиссею усыпить циклопа , дав ему немного вина, можно наверное сказать, что вино в те времена было гораздо крепче, чем теперешнее. Древние греки примешивали к нему мед или воду, и только в виде весьма редкого исключения пили чистое вино.

Вакх и Ариадна. Картина Тициана, 1520-1522

На многих монетах и медалях, выбитых в честь Вакха, видна систа, или мифическая корзинка, в которой хранились предметы, употребляемые при торжественных служениях, а также изображена змея, посвященная Эскулапу , как бы намекая этим на целебные свойства, которые греки приписывали вину.

Тигр, пантера и рысь являются обычными спутниками Вакха на всех памятниках искусства, изображающих его триумф, и указывают на восточное происхождение всего мифа об этом боге. Присутствие осла Силена объясняется тем, что демон Силен был приемным отцом или воспитателем Вакха; этот осел прославился, кроме того, своим участием в битве богов с великанами: при виде выстроившихся в боевом порядке великанов осел принялся так реветь, что те, напуганные этим криком, обратились в бегство. Появление зайца на некоторых вакхических группах объясняется тем, что это животное считалось у древних символом плодовитости. Кроме того, на камеях, гравированных камнях и барельефах, изображающих торжественные шествия в честь Вакха, встречаются еще следующие животные: баран, козел и бык – символ земледелия. Поэтому Вакх иногда изображается в виде быка, олицетворяя тогда плодородие земли.

Легкое опьянение, действуя возбуждающе на человеческий ум, вызывает вдохновение, а поэтому Вакху приписывают некоторые качества Аполлона , этого бога вдохновения по преимуществу. Иногда Вакха изображают в сопровождении Мельпомены, музы трагедии, потому что он считался изобретателем театра, т. е. театрального зрелища. На праздниках в честь Вакха стали впервые разыгрываться пьесы; эти праздники устраивались во время виноградного сбора: сборщики винограда, сидя на повозках и окрасив себе лицо виноградным соком, произносили веселые и остроумные монологи или диалоги. Мало-помалу повозки заменились театральным зданием, а сборщики винограда – актерами. Многочисленные маски, которые древние часто украшали надгробные памятники, были необходимыми принадлежностями мистерий в честь Вакха как изобретателя античной трагедии и комедии . На саркофагах же они указывали на то, что жизнь человеческая, подобно театральным пьесам, есть смесь удовольствий и горести, и что каждый смертный является только исполнителем какой-нибудь роли.

Таким образом, божество, олицетворявшее вначале только вино, стало символом человеческой жизни. Чаша – один из атрибутов Вакха – имела мистическое значение: «Душа, – объясняет ученый, исследователь мифов Кейзер, – выпивая эту чашу, пьянеет, она забывает свое высокое, божественное происхождение, желает только воплотиться в тело посредством рождения и идти по тому пути, который приведет ее к земному жилищу, но там, к счастью, находит она вторую чашу, чашу разума; выпив ее, душа может излечиться или отрезвиться от первого опьянения, и к ней тогда возвращается воспоминание о ее божественном происхождении, а вместе с ним и желание возвратиться в небесную обитель».

Сохранилось много барельефов, а также и живописных изображений праздников в честь Вакха. Обряды, исполняемые на этих праздниках, были весьма разнообразны. Так, например, в некоторых местностях дети, увенчанные плющом и виноградными ветками, окружали шумною толпою колесницу бога, украшенную тирсами и комическими масками, чашами, венками, барабанами, тамбуринами и бубнами. За колесницей шли писатели, поэты, певцы, музыканты, танцоры – одним словом, представители тех профессий, для занятий которыми требуется вдохновение, так как древние считали, что вино есть источник всякого вдохновения. Как только оканчивалось торжественное шествие, начинались театральные представления и музыкально-литературные состязания, продолжавшиеся несколько дней подряд. В Риме эти праздники подали повод к таким сценам распущенности и безнравственности, доходившим даже до преступлений, что сенат принужден был их запретить. В Греции же в начале установления культа Вакха его праздник носил характер скромного, чисто сельского праздника, и только впоследствии превратился он в роскошную оргию, с эксцессами менад .

Триумф Вакха и Ариадны. Художник Карраччи, 1597-1602

Особенно роскошно и великолепно устраивались шествия Вакха в Александрии. Чтобы дать хотя бы слабое понятие об этой процессии, довольно упомянуть, что в ней, кроме богато одетых представителей всех народностей Греции и Римской империи , принимали участие представители чужеземных стран и, кроме целой толпы переодетых сатиров и силенов верхами на ослах в процессии участвовали сотни слонов, быков, баранов, много медведей, леопардов, жирафов, рысей и даже гиппопотамов. Несколько сот человек несли клетки, наполненные всякими птицами. Богато украшенные колесницы со всеми атрибутами Бахуса чередовались с колесницами, изображающими всю культуру винограда и выделку вина – до громадного, наполненного вином пресса включительно.

Виноград для жителей Древней Греции являлся символом изобилия растительной силы. Бог Вина у Греков и Римлян имеет одинаковые характеристики и истории. Еще в древности люди заметили, что забродивший виноградный сок обладает веселить человека. Именно виноград был основным символом этих богов.

Греческий бог вина Дионис

В мифах Дионис описывается не только как бог виноделия, но и радости, и братского сближения людей. Он обладал силами усмирять диких духов леса и животных, а еще он помогает людям побороть собственные страдания и дарит вдохновение. При этом важно учитывать, что экстаз может привести к помутнению рассудка. Бог вина Дионисий был младшим из олимпийцев, а отличался он от других тем, что его мать была смертной женщиной. Его символическими растениями считалась виноградная лоза, ель, плющ и инжир. Среди животных можно выделить быка, козла, оленя, пантеру, льва, леопарда, тигра, дельфина и змею. Изображали Диониса в образе ребенка или юноши, который завернут в звериную шкуру. На голове у него венок из плюща или винограда. В руках тирс – жезл, наконечник которого представлен еловой шишкой, а по всей длине его украшает лоза плюща или винограда.

Спутницами древнегреческого бога вина были жрицы, называемые менадами. Всего их существовало примерно 300 человек, и они формировали определенное войско Диониса. Их копья были замаскированы под тирсы. Известны они тем, что растерзали Орфея. Есть еще одно название менадам – фиады, а известны они тем, что участвовали в оргиях посвященных Дионису.

Бог вина Бахус

В мифологии Древнего Рима этот бог является покровителем виноградников, вина и виноделия. Бахус изначально был богом плодородия. Его жена – Либера, дающая помощь виноградарям и виноделам. У этих богов есть свой праздник, называемый либералии. Отмечали его 17 марта. Римляне приносили Бахусу подаяния, а также устраивали театральные представления, шествия и большие пиры. поклонения часто сопровождались безумными оргиями. Люди сначала разрывали куски сырого мяса, а после ели его, что символизировало Бахуса.

Внешность римского божества практически идентична Дионису. Бахуса также представляли юношей с венком на голове и жезлом. Есть также изображения, где он находится в колеснице, запряженной пантерами и леопардами. Еще с детства Бахус был воспитанником Силена – получеловека, который занимался образованием бога, а также сопровождал его в путешествиях.

© fiorimebel.ru, 2024
Декор. Интерьер. Стиль. Ремонт. Дача и сад